о музее

                          Картины из коллекции игумена Рафаила

Игумен Рафаил

(Сергей Симаков)

художник

Сергей Борисович Симаков родился в Москве 22 января 1949 года. Его отец был преподавателем и проректором в строительных вузах, в связи с чем семья часто переезжала. В 1950-е годы, когда Сергею минуло 6 лет, семья оказалась в Томске, куда направили работать отца. Затем снова Москва, Воронеж. Все эти годы Сергей занимался в художественных студиях и в 1966 году закончил 10-й класс средней школы с трудовым обучением в качестве художника оформителя.

После окончания школы Сергей поступил в Московский Архитектурный институт (МАРХИ), который окончил в 1972 году. Здесь он сдружился с разными людьми, познакомился с Леной Котиковой, ставшей супругой, понимающим и надежным помощником на всю жизнь.

Конец 60-х – 70-е годы стали временем становления, поиска своего пути в искусстве. Эти поиски начались с обычного для многих живописцев увлечения импрессионизмом, а затем сюрреализмом. Необычным было то, что в манере сюрреализма художником осмысливалась и осваивалась «русская тема». Его натюрмортам, сюжетным полотнам были присущи подчеркнутая усложненность композиции, иррациональность предметного мира, определенная цветовая символика, мятущийся мазок.

Послеинститутский период творчества художника связан с «Комитетом московских художников» и «Двадцаткой», как в обиходе назывались организация и группа, в которые он входил. Их выставки, проходившие в выставочном зале на Малой Грузинской улице, представляли различные течения отечественной живописи, развивавшейся вне рамок официального искусства.

С 1976 по 1986 год Сергеем Симаковым было создано около трехсот работ, среди которых десятки масштабных произведений, не считая большого числа графических листов. Среди них – "Меланхолическое лето", "Восточный ветер", "Святой Иероним в пустыне", "Соловки" и другие.

В 1983 году Сергей Борисович покупает старый дом для летней мастерской в деревне Загайново под Угличем. В трех километрах от деревни в отдалении от жилья, на поляне в глухом лесу стоит церковь Михаила Архангела «в бору», которую они с женой стали посещать и помогать отцу Иоанну, проводившему службы в почти пустом храме. Тогда же они крестились и обвенчались в Москве. Эти события стали переломными в жизни художника. Он становится православным живописцем, а история и святые русской церкви – главной темой его творчества.

Вырабатывается и соответствующая манера письма, в которой иконная монументальность образов святых соединилась с объемным, полным света и теней окружением, мягким и лиричным русским пейзажем.

В 1991 году Сергей Борисович был рукоположен в священники. Они с Еленой Александровной покинули Москву и поселились в своем доме в Загайнове. Он стал служить в церкви Михаила Архангела «в бору», неся вместе с матушкой Еленой нелегкую ношу ведения богослужений, обустройства храма и сельского крестьянского труда, сочетая это с занятием иконописью.

Первая экспозиция

Картины с Малой Грузинской

 

«Так в моей, уже совсем не короткой жизни получилось, что все эти картины оказались в моих руках. Мне бы не хотелось называть их "моей собственностью", потому что настоящее художество не может принадлежать кому-то одному.

Они все "не от мира сего". Маленькую акварель моего родственника, которого я никогда не видел, 1912 года, я разглядывал всю свою жизнь. Картина Фёдорова осталась у нас с женой, когда её не выпустила таможня в 1974 году, - наши друзья уезжали в Израиль. Большинство картин и рисунков принадлежат тому времени, когда мне довелось стать участником московских выставок в подвале кооперативного дома 28 по Малой Грузинской улице в Москве, подвала, тогда в 70-80е годы знаменитого на весь мир. Какие-то работы были нам с женой подарены друзьями, какие-то я обменял на свои картины и рисунки, какие-то мы покупали, когда удавалось продать свои. Мы любили живопись, и поэтому картин у нас скопилось много, и, по счастью, они не разбазарились с течением времени, а их число значительно умножилось...»

Вторая экспозиция

Новое время. Шевченко и другие

 

«Картины Василия Ивановича Шевченко я впервые увидел у супругов-фотографов Анатолия Васильевича Фирсова и Ирины Игоревны Стин в 2005 году. Их квартира оказалась как раз в том доме московском, в котором когда-то, то есть в подвале этого дома, в бывшей котельной, проходили выставки тех московских художников, которых огульно в семидесятые годы называли «авангардистами». И, должно быть, промыслительно, пусть ни на одной из выставок тех «авангардистов», но в том же доме 28 по Малой Грузинской улице оказались картины ещё одного замечательного «авангардиста» из города Липецка, а с ним ещё одного потрясающего экспрессиониста из Белого Городка Владимира Маслова.

Стала мне рассказывать Ирина Игоревна, что в начале девяностых годов при содействии бывшего председателя нашей малогрузинской «Секции живописи» Эдуарда Дробицкого она и Анатолий Васильевич обнаружили в Липецке художника Шевченко, как-то переправили его работы в Москву и устроили большую из этих работ выставку. Потом их друг, замечательный режиссёр-документалист Вячеслав Орехов в Липецке успел снять фильм о Василии Ивановиче. Успел – это потому, что вскоре Василия Ивановича не стало. А картины оказались у моих друзей на Малой Грузинской.

Когда Ирина Игоревна, сильно болевшая и уже постриженная в монахини с именем Матрона, умерла, а вслед за ней вскоре умер и Анатолий Васильевич, все картины, хранившиеся у них, перешли в семью известных музыкантов Лундстремов и содержались на их даче под Москвой…»

Заканчивался 2015, когда отец Рафаил в беседе с друзьями рассказал о том, что «авангардную» выставку можно пополнить картинами Шевченко.

«И вот отец и сын Егоровы, владеющие «Художественным салоном», над которым и помещаются наши выставочные залы с коллекцией «авангарда», долго не рассуждая, взяли да и созвонились с Лундстремами и, не без приключений, правда, привезли картины и Шевченко, и Маслова в Углич. Так что уж после Рождества мы устроили в центре Углича большую выставку картин Василия Ивановича…»