Тамара Васильевна Глытнева. (1948-1988)



Тамара Васильевна родилась в Москве. В 1965 окончила детскую школу Общего художественного образования.
Вот что говорится о ней в книге А.К.Флорковской "Малая Грузинская 28"

…«Тамара Глытнева, одна из наиболее последовательных учениц Ситникова писала: «бытие света во всех его проявлениях — моё видение». Глытнева много работала в жанрах портрета и натюрморта. На выставке портрета в Московском объединённом комитете профсоюза художников-графиков (июнь 1977) экспонировался её «Автопортет» (1976).

Глынтева, едва ли не единственная, применила систему Ситникова в области портрета. Лицо выполнено нежной светотенью: тающий в дымке объём, и нежный, но ясный контур лица. Никакой «расплывчатости», неопределённости, наоборот - «прояснение» образа, хотя загадочность и тайна сохранаяются. Образ получается ясный и ускользающий.

Волосы художницы переходят в палитру, на которой теснятся рождающиеся под её кистью образы. Такое совмещение нескольких событийных и временных пластов было излюбленным приёмом символистов. Автопортрет живописно сложно выстроен по планам: теснящиеся за спиной художницы образы даны по цвету интенсивнее, «ярче», но декоративнее, хотя и там есть свои «углубления» в пространство, «повороты» и «складки». Но их беспокойная сложность не «перебивает» доминирующего, хотя и более тонко смоделированного объёма лица. Его мягкие очертания обладают большей реальностью и выпуклостью.

Для манеры Глытневой характерна амбивалентность хрупкого и твёрдого, мягкого и плотного. Хорошо это видно в её натюрмортах. Она любила писать простые постановки — один, два предмета, обычно располагая их на подоконнике своей мастерской. Художнице было важно естественное освещение, идущее из окна. Таков натюрморт «Стеклянное молчание» (1980): белый подоконник, простая стеклянная чаша, наполнена водой, небо, и в нём облако, темное из-за скрытого за ним солнца. Свет моделирует объёмы и нежную цветовую гармонию белого, голубоватого — от бледного в тенях и насыщенного в облаке — и розоватого, от блеска заходящего солнца. Молчание. Безмолвное и чистое движение света в пространстве. Прикосновение света к предметам. Традиция символизма оживает в живописи Глытневой в амбиваентности восприятия видимого: его хрупкость, ускользание и прочность, непоколебимость.»…

Тамара Васильевна очень рано ушла из жизни. Поехала зимой на дачу работать. Одна. Стало плохо с сердцем. Она выбежала из пустого дома на улицу, но никого вокруг не было. Её нашли замерзшую в снегу…
Из нескольких десятков работ Тамары Васильевны в нашей стране остались чуть больше десяти. Это те, которые её муж — Владимир Петров-Гладков старший, тоже художник «двадцатки», после смерти Тамары отказался продавать и те, что остались у друзей…

«Джинсовый мир», выполненный на куске джинса. Сейчас эта картина в Голландии...